Почему норвежцы старшего поколения входят в число самых активных пользователей современных технологий?
По данным 2017 года, 82% жителей Норвегии возрастной группы 65 -74 пользуются Интернетом не реже 1 раза в неделю. За последние 10 лет разрыв между показателями интенсивности использования всемирной сети норвежцами этой возрастной группы и общенациональными значениями сократился на 75%.
Процент норвежцев – пользователей Интернет (учитывалась частота использования не реже 1 раза в неделю)
Правительство страны делает особый акцент на необходимости цифровой инклюзии граждан старшего поколения. Одним из стартовых шагов в этом направлении стало крупное исследование, проведенное в 2014 году Министерством по делам Детей, Равноправия и Социальной Интеграции при поддержке Национального Института Исследования Потребителей (SIFO), мишенью которого стали норвежцы 61-100 лет.
Исследование ставило целью лучше понять мотивацию людей зрелого возраста при пользовании Интернетом и основные препятствия и проблемные точки в освоении ими современных цифровых технологий. К примеру, выяснилось, что, несмотря на то, что с возрастом показатель пользования Интернетом падает, основной мотивацией остается необходимость доступа к актуальной информации. Также выяснилось, что 22% респондентов имеют проблемы со здоровьем, ограничивающие использование онлайн технологий, причем 14% вообще лишены такой возможности по причине инвалидности.
Причины, по которым старшее поколение пользуется сетью Интернет
В последующие годы правительство Норвегии предприняло и продолжает предпринимать множество шагов для повышения уровня цифровой грамотности и инклюзии граждан всех возрастов, особенно выделяя старшую возрастную группу.
Одним из таких шагов стала национальная программа Digidel, в реализации которой приняли участие государственные учреждения, общественные организации и ИКТ-компании. За период с 2017 по 2019 годы в рамках проекта было потрачено около 4 миллионов NOK (примерно 477,000 USD) на развитие системы обучения граждан информационным технологиям для их доступа к онлайн ресурсам. Обучение проводится в библиотеках, муниципальных учреждениях и других организациях, имеющих необходимое оснащение. В рамках дочернего проекта Digihelper был организован доступ к бесплатному обучению современным технологиям самых уязвимых слоев населения недалеко от места их проживания.
Организованы специальные центры цифровой грамотности (такие как Bergen Citizen Service Center), где можно бесплатно пройти обучение и дать обратную связь/высказать пожелания по улучшению и доступности онлайн сервисов. Особое внимание здесь также уделяется норвежцам старшего возраста.
Помимо повышения цифровой грамотности граждан, правительство делает все возможное для того, чтобы все необходимые сервисы и услуги имели максимально простой и доступный интерфейс и были понятны людям с базовым уровнем владения компьютером, в том числе гражданам с инвалидностью.
В 2015 году была проведена оценка 300 самых востребованных сайтов, используемых норвежцами. Оказалось, что во многих случаях сайты сложны для восприятия, имеют некорректный дизайн, отсутствует текстовое дублирование важных изображений и диаграмм. Самыми «худшими» оказались сайты банков и финансовых организаций, а также некоторые онлайн СМИ – все они часто используются людьми зрелого возраста. Было проанализировано также 40 платежных терминалов в Осло, в процессе были также выявлены многочисленные проблемы «юзабилити».
По результатам были введены единые правила, регулирующие дизайн всех публичных ИКТ-решений и строгие санкции за их нарушения (Equality and Anti-Discrimination Act). Правила касаются любых онлайн сервисов и цифровых устройств, им обязательно должны соответствовать все решения, выпущеные после 2014 года. Уже существующие решения должны быть приведены в соответствие со стандартами до января 2021 года.
Также Норвегия является одной из немногих стран, требующих соблюдения международных нормативов (Web Content Accessibility Guidelines) не только от государственных сайтов, но и от сайтов частных организаций.
В настоящий момент страна является признанным мировым лидером в области информатизации государственных услуг и цифровой инклюзии.
Данный материал является авторским переводом для проекта www.age-diversity.ru. В интересах распространения age diversity в России наши материалы открыты для републикаций, но, пожалуйста, не забывайте ставить ссылку на наш сайт! Источник