Возрастные сотрудники - самый недооцененный ресурс современной экономики
Мир меняется навстречу старшему поколению, а оно, в свою очередь, необратимо меняет мир. Все больше экспертов начинают говорить о зрелых людях не как о «серебряном цунами», сметающем все на своем пути, а как о ценном вкладе, способном принести экономике богатые дивиденды.
Продолжительность жизни сегодня достигла своего исторического максимума; ни одно поколение до нас не жило так долго, а значит, у большинства людей нет четкого понимания, на что потратить «дополнительные» 20 или 30 лет жизни. «Новые пенсионеры» по всему миру находятся в поисках своего жизненного пути, а мир начал осознавать, какое колоссальное влияние люди старшего поколения и их жизненный опыт оказывают на глобальную экономику.
Несмотря на то, что средства массовой информации по старинке представляют в роли современного предпринимателя продвинутого «гаджетомана» 20-30 лет, индекс Кауфмана уверенно свидетельствует о том, что самая высокая доля предпринимательской активности в США приходится на людей 55-64 лет. Эта тенденция набирает обороты последние 15 лет и эксперты не видят причин для ее замедления. Ежедневно свое 65-летие отмечают примерно 10,000 американцев, а к 2030 году к возрастной группе 65+ будет принадлежать каждый пятый. Современный предприниматель ежегодно становится все старше и опытнее.
Согласно данным банка Merrill Lynch, опубликованным в 2014 году, люди, не желающие уходить на покой по достижении пенсионного возраста, открывают свое дело в 3 раза чаще, чем молодые стартаперы. С учетом накопленного жизненного и профессионального опыта, именно зрелые предприниматели оказываются лучше всего подготовленными к старту нового бизнеса – от простых ремесленных лавок до техноемких предприятий с многомиллионным капиталом.
Неудивительно, что эксперты все чаще говорят о старшем поколении как о движущей силе экономики будущего, а об опыте – как о современной валюте.
О сильных сторонах возрастного предпринимательства
Начинающий предприниматель старшего возраста обладает ценным набором знаний и опыта. Он не склонен к спонтанности, скорее всего, четко знает, чего хочет добиться, и не станет тратить время на проработку бесперспективных идей. Способен находить нестандартные способы решения проблем и обладает широким горизонтом планирования. Эти качества делают таких предпринимателей особенно перспективными в областях, связанных с цифровыми технологиями, Большими данными и Интернетом вещей. Также зрелые предприниматели очень устойчивы – в свое время они пережили немало провалов, обрели хорошие навыки управления негативными эмоциями, знают свои сильные и слабые стороны, а из умения принимать взвешенные решения проистекает высокая толерантность таких бизнесменов к возможным рискам.
Поговорим о двух главных аспектах влияния возрастного предпринимательства на экономику. Во-первых, существует немало свидетельств того, что увлеченные своим делом люди старшего возраста дольше сохраняют здоровье, а значит – снижают нагрузку с государственной системы социального обеспечения. Работая, они не становятся обузой для государства, а продолжают пополнять казну налогами. Но что более важно, зрелые предприниматели создают новые рабочие места для себя и своих наемных сотрудников.
Немного о стереотипах, стигматизирующих возрастных предпринимателей:
- Зрелые предприниматели в США, несмотря на сложившееся представление о них как о главных потребителях программ социальной поддержки, на самом деле являются важнейшими донорами экономики. Их ежегодный налоговый вклад в федеральную казну составляет 120 миллиардов долларов. (Причем в эту цифру не входят миллиарды долларов, получаемые в виде муниципальных налогов и налогов штата).
- По данным исследования малого бизнеса США, проведенного Колледжем Бабсона в 2016 году, более половины владельцев малого бизнеса относятся к категории 50+. Для сравнения, в 2007 году этот показатель составлял 46%.
- Что касается «пятилетней выживаемости», то 70% компаний, основанных зрелыми стартаперами, успешно преодолевают первую «пятилетку» и остаются на плаву, в то время как для молодых бизнесменов этот показатель составляет всего 28%.
- Несмотря на то, что большинство предпринимателей старшего поколения склонны создавать предприятия малого или даже микро-бизнеса, они оказывают неоценимый вклад в создание новых рабочих мест. Джина Хартман, руководитель Accion USA: «В США зарегистрировано 28,8 миллионов предприятий малого бизнеса, и в 91% из них работает менее 5 сотрудников. Но все вместе составляет крупнейший вклад в рынок трудоустройства, ведь именно на долю малого бизнеса приходится 50% всех работников частного сектора».
Конечно, стареют не только американцы – зрелое население других стран также проявляет высокую предпринимательскую активность. В Великобритании, Ирландии и Австралии, предприниматели 50+ лидируют по числу новых стартапов, уверенно обгоняя поколение своих детей и внуков. Поддержка зрелого предпринимательства названа ключевым инструментом достижения стратегических экономических целей во многих странах Евросоюза. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о новой государственной инициативе – программе «Эйдженомика» («Agenomics»), призванной максимально эффективно использовать ресурсы японцев серебряного возраста. В числе прочих мер, правительство активно поддерживает развитие образовательных программ и бизнес-инкубаторов для зрелых предпринимателей.
Данный материал является авторским переводом для проекта www.age-diversity.ru. В интересах распространения age diversity в России наши материалы открыты для републикаций, но, пожалуйста, не забывайте ставить ссылку на наш сайт! Источник